Новости Сахалина

События на Сахалине и Курилах
Тема № 1845955
3 1579
3 1579
В Российской Федерации на муниципальном (местном) уровне в структуре управления главенствующая роль формально отводится представительным органам, называемым, как правило, Собранием муниципального образования. Собрания формируются из депутатов, избираемых населением определенного муниципального образования (района). При этом избиратели простодушно полагают, что их депутат станет полноправным представителем народа в Кабинетах чиновников. И еще избиратели сильно ошибаются, когда думают (а порой иронично утверждают), что местные депутаты получают от государства некую заработную плату.
По обоим поводам избиратели вправе питать серьезные надежды, но, к сожалению, реальность выглядит иначе. Для того, чтобы гражданин не имел реальной защиты в лице депутата, и чтобы депутат не строил иллюзий относительно своих полномочий, огромную «заботу» проявляет Российский Законодатель, - депутатский корпус Государственной Думы РФ. Это их стараниями муниципальные депутаты во многом лишь номинально являются представителями избирателей в структурах местной власти, т.к. они законодательно не наделены реальными возможностями. Немаловажное значение в умалении авторитета местных депутатов, осуществляющих свои обязанности перед избирателями на непостоянной основе (далее по тексту – депутаты-общественники), имеет законодательно установленная обязанность ежегодно отчитываться перед губернатором соответствующего субъекта РФ о своих «доходах», расходах и имуществе, о доходах и т.д. супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Данное требование исходит из норм Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», продублированных в Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указанные требования (процедура) унизительны для депутата-общественника, т.к. ставят его в определенную зависимость от исполнительной власти и неким образом вводят в число потенциальных коррупционеров. Кроме того, требования к местному депутату как к лицу, якобы замещающему муниципальную должность, представлять сведения о «доходах», расходах и т.п. нелогичны и лишены каких либо предпосылок. Обратим внимание на то обстоятельство, что законодательством РФ не установлены как таковые полномочия муниципального депутата, односложно упоминаемые в статье 40 ФЗ №131-ФЗ. Общеизвестно, что любой депутат муниципального представительного органа индивидуально не обладает неприкосновенностью (депутатским иммунитетом) и не наделен полномочиями управленческого порядка и администрирования, не в состоянии лично оказывать содействие каким-либо физическим или юридическим лицам в решении их вопросов, тем более в обход установленного порядка. 90% депутатов (за исключением председателя представительного органа) не вправе иметь денежное содержание из бюджета. Исполнение обязательств перед избирателями, как то: проезд к месту встречи с гражданами, рассылка писем и обращений, пользование электронными средствами связи и др. депутат-общественник, как правило, осуществляет за счет личных доходов по месту своей работы. Даже время пребывания на заседаниях представительного органа депутату не оплачивается при том, что и работодатель время отсутствия депутата на рабочем месте исключает из денежного содержания. Отсюда следует, что законодатели, налагая на муниципальных депутатов обязанность отчитываться перед государством по своим доходам и доходам членов их семей в отсутствии какого-либо материального обеспечения депутатской деятельности со стороны государства, не знакомы с формами и принципами работы депутатов представительных органов местного самоуправления.
Законодатель, содержанием части 7.1 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ, декларирующей досрочное прекращение полномочий депутата в случае нарушения требований антикоррупционных законов, по существу устанавливает ответственность муниципальных депутатов перед государством, что противоречит нормам главы 10 данного Закона, которая не предусматривает какой-либо ответственности депутатов перед государством. Вероятно, упомянутое противоречие в Федеральном законе и нелогичное требование государства к муниципальным депутатам представлять сведения о доходах в отсутствии правового и материально-финансового обеспечения их деятельности стало возможным вследствие произвольного включения депутатов, осуществляющих полномочия на непостоянной основе (на общественных началах), в число лиц, замещающих муниципальную должность, что также не соответствует классическому толкованию термина «должность».
«Большой юридический словарь» издательства «Инфра-М» г. Москва 2003г. содержит следующие определения «должности» и «муниципальной должности». «Должность – установленная в определенном порядке первичная структурная единица штатного расписания той или иной государственной или негосударственной организации, определяющая содержание и объем полномочий, размер денежного содержания и место в иерархической структуре организации лица, ее замещающего». Относительно понятия «муниципальная должность» тот же источник приводит определение: «Муниципальная должность – в РФ должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ; наделена полномочиями по вопросам местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий.
Энциклопедический словарь «Конституционное право России» содержит более расширенное толкование термина «муниципальная должность», указывая в частности, что в РФ это «должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей».
В связи с содержанием приведенных цитат из юридической литературы повторимся, что депутат, – член местного (муниципального) представительного органа, – персонально не наделен полномочиями на решение вопросов местного значения, не будучи избранным на руководящую должность в представительном органе, не несет персональной ответственности за результаты работы данного органа и не имеет денежного содержания.
Несмотря на то, что в юридической литературе издавна прописаны понятия «должность» и «муниципальная должность», в Федеральном законе от 06.10.2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» или в каком-либо ином законодательном акте отсутствуют понятия «муниципальная должность» и «лицо, замещающее муниципальную должность». Содержащийся в статье 2 Федерального закона №131-ФЗ перечень лиц, замещающих муниципальную должность, никак не разрешает данный вопрос, но порождает неосновательные требования государственных органов к депутатам-общественникам, приводящим к непоправимым последствиям, т.е. досрочному прекращению полномочий депутата, вопреки воле и интересам избирателей. Кроме того, проверка сведений, подаваемых депутатами высшему должностному лицу субъекта РФ, требует содержания на средства бюджета огромной массы чиновников-контролеров, эффект работы которых по поиску фактов коррупции в среде бесправных муниципальных депутатов равен нулю.
Надеемся, после ознакомления с предлагаемым материалом в сознании большинства сахалинцев появится полная ясность о сущности статуса местного (муниципального) депутата, об отношении российских и областных органов государственной власти к «братьям своим меньшим», заключающемся в принципе – «держать и не пущать!», когда счеты со строптивыми депутатами сводят, используя пустяковые поводы, грубо нарушая писаные законы, прибегая к помощи подручных судов. Для примера достаточно прецедента с депутатом Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» Васильевой М.С.
Досадно, но весь этот произвол многие годы сопровождается молчанием оппозиционных политических партий, представленных своими фракциями в Государственной Думе Российской Федерации и в Сахалинской областной Думе, и которым по определению надлежит противостоять действиям власти, там где ущемляются законные интересы какой-либо категории граждан.
С уважением, Кудряшов Александр Викторович, бывший депутат
Собрания МО ГО «Долинский»
Банановая сессия!
А Ваулин давно депутатом в Долинске?
19 2811
93 2410
16
6
26 3992
4
39 3123
3
1 378